Символика украшений в индийском классическом танце
Грим и украшения
относятся к Ахарья Абхиная как аспект Рангабхуса. И хотя по сравнению с
аспектами Ангика, Саттвика и Вачика Абхиная Ахарья играет второстепенную
роль, она призвана в качестве дополнительного средства для усиления
визуального представления в эстетическом плане. При этом использование грима,
украшений, также как и декораций, цветов варьируется в зависимости от вритти
(типа)
и дхарми (формы предствления). Например, трактат по драматургии «Натья Шастра»
приписывает определенные украшения для женщин и мужчин.
Женщины Сиддхи
должны выступать в сари желтого цвета и украшениях из жемчуга и изумрудов.
Актеры, исполняющие роль Апсар (небесных танцовщиц), используют украшения в
качестве орнаментов из драгоценных камней, а волосы укладывают в высокую
прическу.
Танцоры,
изображающие Гандхарвов (небесных музыкантов), украшают себя рубинами и
выступают в костюмах ярко-красного цвета. В руках они должны держать Вину
(струнный музыкальный инструмент Богини Сарасвати).
Видьядхари должны
представать перед зрителями в белых костюмах, украшенных жемчугом. Темные
одеяния и голубые камни служат украшением для танцовщиц, изображающих демониц.
Костюмы из зеленого шелка и украшения из жемчуга характерны для изображения
богинь. Для разносчиц молока костюмы должны быть голубого цвета, а волосы
заплетены в косу.
Цветовая
гамма используется для отличия одних персонажей от других. Так Кшатрии
(воины) предстают в рыжевато-красноватых оттенках, Вайшьи (купцы) и Шудры
(слуги) – в более темных оттенках. Безукоризненно белый цвет предназначен
Брахманам.
Символика цвета,
костюма, грима, украшений является дополнительным внешним средством, к
которому прибегают танцоры для представления того или иного образа, героя или
героини, характера.
Особую роль играют
украшения. Танцовщицы классических стилей Бхаратнатьям,
Кучипуди, Мохиниаттам
носят, так называемые, храмовые украшения из золота и драгоценных камней.
Последние, в настоящее время, заменяются искусственными. Но традиционность
храмового набора украшений сохраняется и по сей день. Каждый элемент
украшения имеет свое название и символику.
Чандра-прабха (Луна)
и Сурья-прабха (Солнце), которые крепятся к волосам на голове по левую (Луна)
и правую (Солнце) сторону от пробора, призваны наделить танцовщицу своей
красотой и сиянием.
Талай-сааман или
Чютти подчеркивают линию лба и пробор.
Талай-сааман с Сурья и Чандра
Чютти
Маатал (подвески),
которые крепятся к мочкам ушей и волосам таким образом, чтобы закрыть ушные
раковины. Защищают слух танцовщицы от громкого звона барабанов.
Маатал
Длинное ожерелье
называется по-разному в зависимости от стиля и традиции:
Маанга-малай,
Мутху-малай, Танмани, в традиции Кучипуди – Кантха-хаарам. Оно предназначено
уравновешивать дыхание танцовщицы.
Танмани (длинное ожелелье)
Аддикай (короткое ожелелье)
Пояс вокруг талии,
который также имеет различные названия – Оддиянам, Камар-патта, а в Кучипуди
его называют Вадданаму, служит опорой позвоночнику.
Камар-патта
Браслеты – Валаял -
защищают запястья и придают им изящество и грацию.
Валаял
Особую роль играет
также кольцо в нос – Чаланг. Причем полный комплект состоит из 3-х видов:
гвоздика или зажима в правую ноздрю, круглого, украшенного камнями кольца –
левую (в Кучипуди
его
называют Муккера) и подвесной, который крепится за нижнюю часть носовой
перегородки.
В традиции Кучипуди
этому украшению посвящен отдельный танцевальный эпизод драмы Бхама Калапам.
Центральный персонаж драмы – Сатьябхама- очень трепетно относилась к своей
огромной коллекции украшений, ведь для каждого дня недели у нее был отдельный
набор. Но самым драгоценным было кольцо Муккера. Однажды, после ссоры, ее
возлюбленный – Бог Кришна – покинул Сатьябхаму. Она обратилась к своей
подруге Мадхави, чтобы та помогла ей вернуть любовь Кришны. Сатьябхама
предложила ей все свои украшения, но не пожелала расстаться с Муккера.
Мадхави все же настаивала, чтобы Сатьябхама отдала ей кольцо. Ее намерением
было не завладеть им, а заставить подругу расстаться со своим самым дорогим
сокровищем. Здесь украшение Сатьябхамы сравнивают с эго, а отдавая кольцо,
она как бы избавляется от его довлеющих уз. Легко отдать то, что тебе
принадлежит, но отдача будет полной, только когда ты переступишь через свое
эго. Драма заканчивается тем, что Сатьябхама отдает кольцо Мадхави и Кришна
возвращается к ней, получив подтверждение ее абсолютного посвящения ему.
Само кольцо призвано
оберегать невинность.
Другие украшения:
Джиммики (серьги) или Кундалу в
Кучипуди.
Колокольчики –
Гунгхру, Гаджджелу или Кинкини. Помогают отбивать ритм и защищают щиколотки.
Цветы из жасмина (белые) и оранжевые
Канакамбарам.
Раакоди – украшение на накладной
«бублик» из волос, украшенный брошью и тесьмой.
Кунджалам – украшение, вплетаемое в
косу с помпонами или кистями на концах.
|