Теория индийского классического танца. Хасты и Абхиная
Стиль Кучипуди имеет
довольно обширную и хорошо разработанную теоретическую базу.
Каждый аспект
Абхинаи, или выразительного средства, доступного человеку, подробно
описывается в таком компетентном трактате, как Натьяшастра, написанном
великим Бхаратамуни. Кучипуди следует Натьяшастре больше чем любая другая
танцевальная форма Индии.
Существует четыре
вида абхинаи (способа выражения):
1. Ангика Абхиная -
выражение через различные части тела.
2. Вачика Абхиная -
выражение через голос, речь, песню.
3. Саттвика Абхиная
- выражение через бхавас, т.е. чувства, эмоции.
4. Ахарья Абхиная -
выражение через грим, костюм, украшения.
Жизнь каждого
человека проявляется посредством трех аспектов:
1. Манас - ум.
2. Вак - речь.
3. Карна - действие.
Вместе эти три
аспекта называются каранас. В танце они нашли воплощение соответственно как
саттвика, вачика и ангика абхиная.
Саттвика Абхиная
доминирует преимущественно в Натаке (драме), Ангика Абхиная выражается в
Нритта (чистый танец, техника) и обе равносильны в Нритье (сольный танец).
В Ангика Абхинае различают три группы:
1. Ангас:
- ширас (голова)
- хастас (жесты)
- вакша (грудь)
- паршва (сторона)
- кати (бедра)
- падас (стопы) |
2. Пратьянгас:
- скадхэ (плечи)
- баху (руки)
- прштам (спина)
- ударам (живот)
- уру (внешняя часть бедра)
- джангха (верхняя часть ноги) |
3. Упангас:
- дршти (глаза)
- бхру (брови)
- путта (веки)
- капола (щеки)
- насака (нос)
- хану (челюсть)
- адхара (нижняя губа)
- дасана (зубы)
- джихва (язык)
- вадана (лицо)
- гульбха (щиколотка)
- ангулья (пальцы) |
Движения Пратьянгас
и Упангас всегда зависят от Ангас.
Хасты (жесты рук)
являются частью Ангика Абхинаи и включают в себя способы выражения через
физическое тело (голова, глаза, нос, руки и т.д.). Несмотря на то, что
выражение через жесты занимает лишь небольшую часть в Ангика Абхинае, их роль
очень важна. Они имеют не только декоративное значение, но и показывают
специфику общения и действия по отношению к предметам.
При этом следует
различать понятия хаста и мудра. Хотя и те и другие являются жестами рук, мы
будем называть их хастами, когда говорим о техническом аспекте танца, и
мудрами, когда необходимо выделить в танце какой-либо жест, имеющий
определенное значение.
Существует три вида
хаст:
1.
Асамьюта Хастас -
жесты одной руки, несущие определенную смысловую нагрузку.
2.
Самьюта Хастас -
жесты двумя руками, также имеющие определенное значение.
3.
Нритта Хастас -
декоративные жесты не имеющие определенного значения, являются чистым танцем
(техникой).
Среди текстов по
теории танца выделяют два наиболее компетентных источника - Натьяшастру и
Абхиная Дарпану. В них существуют некоторые различия либо по количеству хаст,
либо по числу их значений.
Так Натьяшастра
указывает следующее количество хаст: Асамьюта Хастас - 24, Самьюта Хастас -
13 и Нритта Хастас - 27. Абхиная Дарпана отмечает соответственно 28, 23 и 13.
Нритта Хасты
согласно Натьяшастре имеют независимое происхождение, а в Абхиная Дарпане они
происходят от Асамьюта и Самьюта Хаст.
Вот чем объясняются
некоторые отличия в использовании хаст, к примеру, между стилями Кучипуди и
Бхаратнатьям, просто эти стили базируются на разных источниках.
То же относится и к
винийогас, т.е. значениям хаст. Так например в Натьяшастре для
хасты Патака
указывают порядка 35 различных значений, а в Абхиная Дарпане их более 40.
Кроме того, значения
хаст подразделяются на три группы:
1. Натуральные
(естественные) - это жесты, выражающие простые действия - идти, остановиться,
есть, спать и т.д.
2. Интерпретируемые
- это жесты, имитирующие наиболее характерные черты объекта: набирать воду из
колодца, ехать на колеснице, действия животных и т.п.
3. Символические -
такие жесты предназначены для изображения таких понятий, как красота, сила,
мнение, женский или мужской пол и т. д.
С помощью Хаст в
классическом танце можно выразить практически все, но их употребление не
должно быть изолировано от действий тела и смысл обязательно должен быть
подкреплен выражением лица и глаз.
|