|
В объятиях владыки танца
Стояло
сорокаградусное индийское пекло. Мы, зрители, прихлебывая ледяное «пепси»,
обливались потом. А танцовщица, закончив двухчасовое выступление, полное
резких, стремительных прыжков, подошла к нам свежая, как цветок лотоса. При
том, что была густо, по - театральному накрашена, облачена в пышные
традиционные одежды, а на сцене, где она выступала, горели масляные
светильники.
- Неужели Вам не
жарко? - спросила я у исполнительницы храмового танца, от изумления забыв
сделать комплимент ее искусству. Впрочем, я мало что в нем тогда поняла.
Каскад странных изогнутых поз, в которых она замирала подобно статуе, быстрые
движения пальцев, складывающихся в сложные фигуры, непривычная игра глазами.
- Мысли о жаре
отвлекли бы меня от мыслей о Шиве, - загадочно ответила девадаси -
«служительница бога». - Но теперь я вижу, что танцевала плохо. Если б я
танцевала так, как мой гуру, вам бы тоже не было жарко.
Лишь позже я узнала,
что дар истинной девадаси сродни талантам йогов, способных жаром своего тела
на несколько метров растопить вокруг себя снег и лед Гималаев. В основе того
и другого - совершенная работа с психоэнергетикой. Но, пожалуй, классический
танец, даже превосходит йогу. Задача приверженцев последней состоит в том,
чтобы преобразить только самого себя. Задача исполнителя индийского
ритуального танца - привести, став сосудом божественной энергии, к единению с
высшими силами мироздания еще и зрителей. Неслучайно заключительный и
одновременно кульминационный момент танцевального действа - это «мокша»,
освобождение от тягот бытия и слияние с божественным началом. Танцор
выступает как великий экстрасенс, целитель недугов души и тела. Мощным
излучением исходящей от него энергии объясняется этот удивительный факт, что
немало зрителей, созерцающих храмовый танец, не только испытывают особое
чувство умиротворения, но и освобождаются от болей, особенно
психосоматического происхождения. Нечто подобное происходит при исполнении
своих танцев шаманами. Считается, что ими овладевают духи. А в тело
индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца.
Статуэтку
четырехрукого Шивы в этом образе, наверное, видели почти все. В одной его
руке - барабан, образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник
космос. Во второй руке - огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других
рук показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Танцуя,
Шива попирает ногами демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая
ему овладеть душами людей. Танец бога - символ космического движения и
обновления. Когда он остановится, наступит конец света.
Шива - не только
Владыка, он еще и Йогешвара - Божественный йог. Две ипостаси одного
божества
отражают фундаментальное единство двух форм медитации – статичной йоговской и
динамичной, воплощенной в храмовом танце. Глубочайшая концентрация сознания
исполнителя на смысле сменяющих друг друга жестов и поз приводит к полной
отрешенности от тела. Оно начинает двигаться как бы само собой, без малейшего
напряжения.
- Как и в йоге в
танце тело обучают для того чтобы в конце концов полностью забыть о нем, -
объясняет выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям. - Это средство,
благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании.
«Я» исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется
Вселенная, освобождается от всего земного. Результат такого танца подобен
тому, к чему стремятся йоги и жрецы, совершая жертвоприношение. Покой посреди
движения – характерная черта основных фигур индийского танца называющихся «каранами».
Тело исполнителя сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых
прыжках. Это требует чрезвычайно развитого чувства равновесия, способности к
концентрации и умения управлять дыханием – пранаямы, также роднящего танец с
йогой. В комбинации статики и динамики раскрываются принципы индусского
мировидения: мужской начало – пассивное, созерцающее сознание, женское -
активная, творящая мир энергия. Бывает так, что танцовщица надолго остается в
одной позе - танцуют, проявляя удивительную гибкость и скорость, только ее
пальцы и кисти. С помощью языка жестов именуемых «хастами» и «мудрами»,
ведется повествование. Например, скрепленные мизинцы обеих рук означают
близость и дружбу, а соединенные указательные пальцы, наоборот, вражду.
Наложенные одна на другую ладони с отставленными большими пальцами - мудра «матсья»,
то есть «рыба», одно из воплощений бога Вишну. Большие пальцы начали
вращаться - рыба поплыла.
В древнеиндийских
трактатах о танце приводился 28 положений одной руки и 24 положения двух рук
вместе. «Хасты» и «мудры» по большей части многозначны, их смысл определяется
контекстом. Так, положение «патака» (все пальцы сомкнуты, ладонь раскрыта)
может символизировать ночь, свет, реку, коня, жару, открывание и закрывание
двери, улицу, равенство, клятву, идеального правителя, волны океана, сон,
восхваление. Выполнение хаст и мудр имеет немалый психофизический эффект,
связанный с величиной проекции кисти на кору головного мозга. Он отлично
известен педагогам и логопедам, использующим пальчиковые игры для развития у
детей речи и сообразительности. Врачи видят в хастах и мудрах стимуляцию
точек акупунктуры на пальцах, в результате чего голова становится чище и
легче. А индусы полагают, что хасты и мудры активизируют «аджна-чакру» -
«третий глаз».
Еще одно из основных
положений ног - «ардхамандали», полуприсед с сильно разведенными коленями.
Это поза спокойствия, разгружающая нервную систему. Ее можно представить как
соединение двух треугольников, которые образуются при мысленном проведении
горизонтальной линии между коленями. И вновь здесь символ мужского и женского
начал: треугольник вершиной вниз обозначает женский принцип, вершиной вверх -
мужской. В «ардхамандали» два эти полюса уравновешены, что дает
психологическую и биоэнергетическую гармонию.
Сочетание
треугольников сохраняется и в других положениях ног - например, на корточках,
когда танцовщица сидит на носках с развернутыми в стороны коленями, а затем
из этой позы поочередно или одновременно опускает их на пол.
Аналогичный принцип
гармонизации мужского и женского - солнечной и лунной энергии лежит, как
известно, и в основе работы с энергетическими каналами в хатха йоге. Само
слово «хатха» состоит из сочетания двух слогов: «ха» означает солнце, «тха» -
луну.
В общем, заложенные
в классическом индийском танце возможности совершенствования духа и тела не
многим уступают тем, которые присущи йоге. По сравнению с нею у танца есть и
свои преимущества. Немало людей пытались практиковать асаны, но бросили это
занятие из-за его нудности. Точно так же, как многие женщины не могли
заставить себя делать физические упражнения до тех пор, пока не появились
аэробика и шейпинг.
Падма Субраманьям не
согласна, что классический индийский танец требует особой прирожденной
гибкости и изнурительных ежедневных тренировок. По ее словам, «уровень
совершенства в нритте (танец как таковой, без его сюжетной стороны - А.Т.)
напрямую зависит от степени осознания исполнителем своей духовной сущности,
что не имеет никакого отношения к физическим данным или даже мастерству». В
один прекрасный день наступает момент, когда танец сам начинает таинственным
образом вести человека, который искренне жаждет ему обучиться. Танец как бы
превращается в невидимого гуру-наставника, который подсказывает и помогает
телу принимать определенные позы.
Анна Ткачева
|