История возникновения танца
Как-то раз Боги
собрали совет и с удивлением обнаружили, что им совершенно нечего делать -
не было абсолютно ничего, чем бы они могли занять свой ум или внимание. Они
поняли, что должны положить этому конец и, посовещавшись, решили
пересказывать истории с помощью жестов и движений. Так возникло искусства
танца и драмы.
Все это происходило примерно в то время, которое в Индийской мифологии
называется Золотым веком или Крита Юга. Тогда ни о каком искусстве танца или
драме никто и не слышал. Золотой век длился сотни тысяч лет, затем, согласно
космическим законам, Крита Югу сменила Трэта Юга, и все в мире претерпело
большие изменения – исказились идеалы, мораль, этика. Люди стали
неудовлетворенны, у них появилось чувство скуки.
И тогда Индра, собрав совет Богов, предложил обратиться к Брахме с просьбой о
создании такого искусства, которое было бы благоприятно для глаз и ушей, как
самые прекрасные вещи в мире, для самых высших каст и в то же время доступное
даже низшим, которым было запрещено изучать Веды.
Великий Брахма внял просьбе и вошел в состояние медитации. Он призвал в своем
уме четыре священные Веды, олицетворение «вечной истины» Индуизма, и взял из
каждой из них самую суть.
Из Сама Веды он взял музыку,
из Риг Веды - слова,
из Яджур Веды - закон жестов,
из Атхарва Веды - элемент сентиментальности (раса).
Все эти составляющие он объединил в гармоничную форму и добавил туда толику
своего 6ожественного таланта.
Он создал совершенно новое искусство - искусство драмы или Натья Веду.
Теперь необходимо было перевести все это на практический уровень. Для этого
Брахма призвал на помощь своего верного помощника святого Бхарату, у которого
было 100 сыновей, и с их помощью начал работу. Но вскоре он понял, что,
используя лишь мужчин в своем проекте, его работа будет слишком однообразна.
Эту проблему Брахма тот час решил обхватив свои пальцы и материализовав 23
апсары (нимфы), которых он отдал Бхарате для успешного воплощения искусства
Haтьи в жизнь.
В начале Бхарата мог применить лишь 3 Вритис (способы выражения):
- Бхарати - речь
- Арабхати - выражение мужественности
- Саттвати - выражение эмоций
Этого оказалось мало, и тогда по просьбе Бхараты Брaxмa создал 4-й способ:
- Каисики – грациозность
Мудрец Нарада и гандхарвы (небесные музыканты) предоставили музыкальное
сопровождение, и 6ожественная группа Натья Бриндам была сформирована.
Время летело быстро, и все с нетерпением ожидали представления. Было решено,
что «Индра Дваджамаха» (или фестиваль знамени Индры) будет наиболее
подходящим случаем для этого. Когда все приготовления были завершены, великий
день настал и искусство Натьи было впервые представлено перед аудиторией
Девас (богов) и Данавас (демонов).
Так случилось, что темой первой драмы «Асурапараджьям» был конфликт между
Богами и Демонами, победителями которого оказались Боги. Видя это, Демоны
пришли в ярость и стали плести магические заклинания, чтобы остановить
представление и парализовать танцоров.
Но Брахма остановил их, объяснив, что это всего лишь развлечение, задачей
которое было показать идею превосходства одного существа над другим в войне
или мире. Группа людей лишь притворились теми, кого они хотели изобразить, и
воспроизвели события прошлого. Однако целью этого представления является не
только развлечение, но и просвещение.
Брахма сказал: «Знайте же, что то, что я создал отражает жизнь трех миров -
богов, демонов и людей, и предназначается в равной мере для высших и низших.
Искусство Натьи покажет вам ценности добра и пороки зла, оно впитало в себя
суть всех искусств всех трех миров, и будет нескончаемым источником отдыха и
просвещения, в котором каждый почерпнет то, что ищет.»
Так прошло первое представление Haтьи.
Затем Брахма предложил показать искусство Натьи великому Шиве.
Шива с радостью согласился. Было решено, что две драмы «Амрита Мaнтxaнa»
(Пахтанье океана) и «Трипура Даха» (Сожжение трех дворцов) будут представлены
в Гималаях. Шива, окруженный чертями и духами, наслаждался прекрасной
постановкой. Он поздравил Брахму и заметил, что, смотря драму, невольно
вспоминал о своем космическом танце Нритта (или другое название - Тандава).
Шива сказал, что было бы хорошей идеей объединить в одно целое Тандаву и
Натью.
Брахма с энтузиазмом поддержал предложение и попросил Шиву обучить Бхарату
технике танца. Шива, в свою очередь, отдал приказание своему ученику Танду об
обучении Бхарaты. Так танец объединился с искусством Натьи и стал его
неотъемлемой частью. Высшей точкой стал письменный источник - Hатья Шастра,
написанный святым Бхаратой.
Существует версия, что пока Танду обучал Бхарату Тандаве, супруга Шивы -
богиня Парвати - представилa свой собственный стиль танца - Ласью. Позже она
обучила этому стилю Ушу, дочь демона Бану, которая в свою очередь передала
эти знания женщинам Саураштры (Западная Индия).
Так по всему миру распространились два основных направления индийского танца
- Тандава и Ласья.
Несмотря на то, искусство Натьи было создано Брахмой как источник развлечения
и просвещения, важно помнить, что оно также является таинством. Поэтому
Брахма дал наставления всем танцорам перед выступлением обязательно делaть
Пуджу (или Пурварангам Врити – определенные ритуалы поклонения божествам
перед выступлением, всего их насчитывают 19, 9 из которых совершаются за
кулисами, а остальные 10 - на сцене после поднятия занавеса).
Считается, что если Пурварангам Врити будет проигнорирован или проведен не
правильно исполнителями или их учителями, то такие люди будут пребывать в
горе. Их выступление станет Нича Натьям вульгарным, а зрители, смотрящие
такое выступление, будут рождены животными в следующей жизни.
В то время как выполнение Пуджи по всем правилам и с должным почтением
позволит даже смертным танцорам получить от Богов грацию и место на небесах.
Таким образом, искусство танца является воплощением высшей формы
божественности. Вот почему в Индии классический танец уже столько веков
почитается как празднество, достойное глаз Богов.
|