|
Сари — традиционная женская одежда
Сари — традиционная
женская одежда на Индийском субконтиненте, представляющая собой кусок ткани
длиной от 4,5 до 9 метров (иногда и до 12), шириной до 1,2 метров, особым
образом обёрнутого вокруг тела. Вдоль всей ткани может проходить бордюр (узор
по нижнему или нижнему и верхнему краю, нанесенный краской, вышитый или
просто пришитая лента). Носится сари с блузой, известной как чоли или равика,
и нижней юбкой (павада/павадаи на юге, и шайя в восточной Индии). В
традиционной Индии материал, из которого сделано сари, зависел от социального
и материального положения женщины, но сам способ носить его был единым для
данной местности.
Происхождение и история
Считается, что Сари
— самая древняя женская одежда. История индийской одежды глубоко уходит
корнями в историю Цивилизации долины Инда которая процветала 2800—1800 годах
до нашей эры на территории современных Индии (Гуджарат, Харьяна и Раджастхан)
и Пакистана (провинции Синд и Пенджаб).
Самое раннее
известное изображение сари — статуя жреца долины Инда, одетого в
драпированную ткань. Некоторые историки костюма полагают, что мужское дхоти
(самая древняя Индийская драпируемая одежда) предшествовало сари. До XIV века
дхоти носилось как мужчинами, так и женщинами. Скульптуры Гандхары (I—VI век
н. э.), изображают богинь и танцовщиц, одетых в подобие набедренной повязки,
которая свободно ниспадает закрывая ноги, а спереди уложена складками. Выше
талии тело остается обнаженным.
Из таких письменных источников как "Рамаяна" и "Махабхарата" известно, что
ежедневный костюм как мужчин так и женщин состоял из дхоти или лунги
(саронг), драпировавшей ноги, и покрывала, которым закрывали плечи или
набрасывали на голову. Цельную, не сшитую одежду, носили еще в начале этой
эры, в виде юбки со складками спереди, обертываемой вокруг бедер. С чоли, или
без нее — когда блузку заменяла накидка дупатта. Чаще она просто накидывалась
на грудь, а оба ее свободных конца ложились на плечи и за спину. Сари
состоящее из одного куска ткани — более позднее нововведение. Только с IV
века н. э. формируются некие правила ношения дхоти и сари, появляются
элементы отличия между мужской и женской одеждой, а также в костюме начинают
выделятся региональные типы. В основе своей сари остается почти неизменным,
на протяжении многих тысячелетий.
Предметом особого спора является история чоли, и нижней юбки. Некоторые
исследователи заявляют, что они были неизвестны вплоть до колонизации Индии
британцами, и что эти детали костюма были введены, дабы удовлетворить
Викторианские требования скромности. Ранее женщины носили только одно
драпируемое полотно и небрежно выставляли грудь. Другие историки указывают
много текстовых и художественных свидетельств существования различных форм
нагрудных повязок, платков и покрывал.
До XX века в Южной Индии женщины многих племен носили только сари и оставляли
открытой верхнюю часть тела. Даже сегодня, женщины в некоторых сельских
областях не носят чоли.
|