|
Сари в культуре и традициях Индии
В Индии Сари — не
просто вид одежды, но особая традиция, образ жизни, демонстрирующий изящество
индийских женщин. Большинство индианок носит сари каждый день своей жизни, и
этот предмет традиционной одежды отражает не только верность традициям и
богатой культуре, но и личность женщины, носящей его. Многие мужчины находят
индианок грациозными и соблазнительными именно благодаря сари, которые они
носят.
Индийское сари стало
неотъемлемой частью индийской культуры. О сари сложено много легенд. В одной
из древних легенд рассказывается: "Говорят, что сари было рождено на ткацком
станке волшебного ткача. Он мечтал о женщине. Блеске ее слез. О ее
развевающихся волосах. Оттенках ее настроения. Мягкости ее прикосновений. Все
это он соткал вместе. Он не мог остановиться. Он соткал много ярдов. И когда
он устал, он смеялся, смеялся, смеялся. И его мечты воплотились в прекрасную
женскую одежду". "Махабхарата" рассказывает, что однажды царь Пандав, играя в
кости с вражеским кланом Кауравов, проиграл и свою казну, и свое войско, и
мать, и братьев, и самого себя. Последней ставкой сделал жену Драупади — и
тоже проиграл. Обрадованный победитель приказал привести в зал собраний, где
проходила игра, прекрасную Драупади. Но она отказалась прийти, говоря, что
еще не одета. Тогда слуга схватил ее за волосы и поволок, как простую рабыню.
И вот все увидели горько плачущую Драупади, из последних сил она удерживала
наполовину спустившееся платье. В скорби, не поднимая головы, стояли ее
мужья. А враги разразились злорадным смехом. Довольны они были, что удалось
им оскорбить Пандавов. Один их Кауравов решил сорвать с Драупади одежду,
чтобы навеки покрыть ее имя позором. Как ни старался обнажить ее Каурав,
Драупади оставалась одетой. Тогда распутные победители схватили один конец
тонкого материала, в который она была скромно и тщательно задрапирована. Они
продолжали тянуть его и распутывать, но тщетно. Ведь Господь Кришна пообещал
защитить ее добродетель с помощью сари. Сари является непременным атрибутом
одежды индуистских Богинь.
Ткань, цвет,
орнамент и драпировка сари может очень многое сказать о женщине, носящей его.
Для различных жизненных ситуаций выбирается особая ткань. Струящийся шифон,
разноцветный шёлк и мягчайший хлопок — все эти ткани идут на изготовление
сари. Богатство материала, из которого сделано сари, отражает достаток его
хозяйки. Некоторые цвета имеют определённое значение в индийской культуре.
Например, вдовы должны ходить только в простом белом сари без украшений. Если
женщина родила ребёнка, то по традиции в течение семи дней должна носить
желтый наряд, желтый цвет ассоциируется с религией и аскетизмом. Свадебное
сари в основном изготавливается красным с богатой золотой вышивкой, так как
он является цветом кшатриев и символизирует энергию, сексуальность и
плодовитость. В некоторых регионах Индии также зеленое сари надевают на
свадьбу. Зеленый — цвет ислама. Синее сари — для женщин из низших каст шудр,
поэтому его избегают носить женщины высших каст. Очень редко можно увидеть
женщину в черном сари, так как черный цвет считается неблагоприятным. Особый
смысл имеют некоторые из орнаментов сари. Например, часто встречающееся
стилизованное изображение манго символизирует плодовитость и изобилие. Слон
олицетворяет силу и королевскую власть, а также связывается с водой и
плодородием. Рыба — другой знак плодородия и изобилия связывается со
сверхъестественными способностями. Раковина символизирует божественные звуки.
Существует более 19 способов драпировки сари, каждый из которых
предпочтителен в определенном штате Индии.
|