Cтудия индийского танца. Стиль Кучипуди





Нритта Хастас. Декоративные жесты рук

Эти хасты используются в чистом танце - Нритте. Великий Бхарата упоминает 30 хаст в своей Натья Шастре. Кучипуди использует все 30.


ШЛОКА:

ЧАТУРАСРО ТАТХО ДРУТТОУ
ТАТХЕЙ ТАЛЯМУКХОУ СМРУТОУ

СВАСТИКО ВИПРАКИРНАМЧА
АРАЛАКАТАКАМУКХОУ

АВИДДХАВАКРОУ СУЧАСЬЁУ
РЕЧИТА ВАРДХАРЕЧИТОУ

УТТАНАВАНЧИТОУЧЕЙВА
ПАЛЛАВОУЧА ТАТХА КАРОУ

НИТАМБАВАТИ ВИГНЕЙЁУ
КЕШАБАДХУ ТАТХЕЙВАЧА

ЛАТАКЬЯИЧА ТАТХА ПРАКТОУ
КАРИХАСТУ ТАТХЕЙВАЧА

ПАКШАВАНЧИТАКОУЧЕЙВА
ПАКШОПРАДЬЁТАКОУ ТАТХА

ГНЕЯЮ ГАРУДАПАКШОУЧА
ДАНДАПАКШОУ ТАТХЕЙВАЧА

УРДХВАМАНДАЛИНОУ ЧЕЙВА
ПАРШВАМАНДАЛИНОЙ ТАТХА

УРОМАНДАЛИНОУ ЧЕЙВА
УРАХПАРШВАДХАМАНДАЛЕ

МУШТИКАСВАСТИКОЧАПИ
НАЛИНИПАДМАКОШАКО

АЛЛАПАЛЛАВАЛБАНЕЙЧА
ЛАЛИТО ВАЛИТО ТАТХА
 

1. ЧАТУРАСРА.

ВАКШАСТХОШТАНГУЛАСТХОУ

ТУ ПРАНГМУКОУ КАТАКАМУКХОУ

САМАНА КУРПАРАМСОУ ТУ

ЧАТУРАСТРОУ ПРАКИРТИТОУ

 

 

 

Значение: когда две руки в позиции Катакамукха вытянуты перед грудью ладонями вперед, а локти и плечи находятся на одной линии, тогда такая хаста называется Чатурасра.

2. УДВРТТА.

ХАМСАПАКШАКУРТОУ ХАСТОУ

ВЬЯВРУТОУ ТАЛАВРУНТАВАТ

УДХВРУТХАВИТИ ВИГНЕЙЯВАТХАВА

ТАЛАВРУНТАКОУ

 

 

 

Значение: если обе руки сначала находятся в позиции Хамсапакша перед грудью, затем они попеременно поднимаются и опускаются в исходную позицию, напоминая при этом раскачивающиеся движения пальмового листа на ветру, тогда такая хаста называется Удвртта.

3. ТАЛАМУКХА.

ЧАТУРАСРА СТХИТОУ ХАСТОУ

ХАМСАПАКАКШАКРУТОУ ТАТХА

ТИРЬЯКСТХИТОУ ЧАБХИМУКОУ

ГНЕЙЁУ ТАЛАМУКА ВИТИ

 

 

 

Значение: этот жест подобен хасте Чатурасра, отличие состоит в том, что ладони двух рук в позиции Катакамукха должны быть повернуты лицом друг к другу, тогда это будет Таламукха.

4. СВАСТИКА

ТАВЕВА МАНИБАНДХАНТЕ

СВАСТИКАКРУТИ САНЧИТОУ

 

 

 

 

 

Значение: когда в хасте Таламукха руки перекрещиваются на уровне запястий, тогда этот жест становится Свастикой.

5. ВИПРАКИРНА

СВАСТИКАВИТИ ВИКЬЯТОУ

ВИЧЬЮТОУ ВИПРАКИРНАКОУ

 

 

 

 

 

Значение: когда из хасты Свастика получается хаста Таламукха, тогда этот жест называют Випракирной.

6. АРАЛА КАТАКАМУКХА

АЛЛАПАЛЛАВАСАМСТХАНАВУРДХВ

АСЬЁУ ПАДМАКОШАКОУ

АРАЛА КАТАКАЙЁУ ВА АРАЛА

КАТАКАМУКОУ

 

 

 

Значение: если две руки из позиции Аллапаллава (Алападма), через позицию Падмакоша поворачиваются ладонями вверх и преобразуются правая в Катакамукху, а левая в Аралу, тогда эта хаста будет называться Арала Катакамукха.

7. АВИДДХАВАКРА

БХУДЖАМСАКУРПАРАГРАЙСТУ

КУТИЛАВАРТИТОУ КАРОУ

ПАРАНГМУКХАТАЯВИДДХОУ

ГНЕЯВАВИДДХА ВАКРАКОУ

 

 

 

Значение: когда две руки находятся в позиции Патака ладонями вниз, плечи, локти и кисти на одном уровне, затем руки совершают грациозные движения (ладони немного приподнимаются и поворачиваются вперед и снова вниз), тогда такая хаста известна как Авиддхавакра.

8. СУЧИМУКХА

ХАСТОУ ТУ САПРАСИРАСОУ

МАДХЬЯМАНГУШТАКОУ ЯДА

ТИРЬЯКПРАСАРИТАСЬЁУ ЧА ТАДА

СУЧИМУКОУ СМРУТОУ

 

 

 

Значение: когда две руки находятся в позиции Сарпасирша, при этом большой и средний пальцы касаются друг друга, затем руки описывают круг и теперь две руки в позиции Сарпасирша касаются друг друга мизинцами, тогда такая хаста называется Сучимукха.

9. РЕЧИТА

РЕЧИТОУ ВАПИ ВИГНЕЙЁУ

ХАМСАПАКШОДДХРУТА БХРАМОУ

ПРАСАРИТОТТАКАТАЛОУ

РЕЧИТАВЕВА САНСТХИТОУ

 

 

 

Значение: если две руки в позиции Хамсапакша двигаются попеременно вверх-вниз с ладонями обращенными вверх, то такая хаста называется Речита.

10. АРДХАРЕЧИТА

ЧАТУРАСРО БХАВЕДВАМАХА

САВЬЯХАСТАСЧА РЕЧИТАХА

ВИГНЕЙЁУ НРУТТАТАТВАГНЕЙ

РАРДХАРЕЧИТА САНГНАКОУ

 

 

 

Значение: если левая рука находится в позиции Чатурасра, а правая - в Речита, тогда такая хаста известна как Ардхаречита.

11. УТТАНАВАНЧИТА

АНЧИТОУ КУРПАРАМСОУ ТУ

ТРИПАТАКА КАРОУ

КИНЧИТТИРЬЯГГАТАВЕТОУ

СМРУТА ВУТТАНА ВАНЧИТОУ

 

 

 

Значение: если две руки в позиции Трипатака слегка согнуты в локте, плечи и локти двигаются мягко вверх-вниз раскачивающимися движениями, тогда эта хаста известна как Уттанаванчита.

12. ПАЛЛАВА

МАНИБАНДХАНМУКТОУ ТУ

ПАТАКОУ ПАЛЛАВОУ СМРУТОУ

 

 

 

 

 

Значение: если две руки в позиции Патака пересекаются перед грудью в запястьях, тогда такая хаста известна как Паллава.

13. НИТАМБА

БАХУСИРШАДВИНИШКРАНТОУ

НИТАМБАВИТИ КИРТИТОУ

 

 

 

 

 

Значение: когда две руки в позиции Патака двигаются от плеч к бедрам, тогда такая хаста называется Нитамба.

14. КЕШАБАНДХУ

КЕШАДЕСАДВИНИШКРАНТОУ

ПАРИПАРШВА СТХИТОУ ЯДА

ВИГНЕЙЁУ КЕШАБАНДХАКЬЁУ

КАРАВАЧАРЬЯ САММАТОУ

 

 

 

Значение: если руки находятся в положении Патака и непрерывно движутся от макушки головы сверху вниз, так, чтобы оказаться по обе стороны от лица, тогда такая хаста называется Кешабандху.

15. ЛАТА

ТИРЬЯКПРАСАРИТОУ ЧЕЙВА

ПАРШВАСАМСТХОУ ТАТХЕЙВАЧА

ЛАТАКЬЁУЧА КАРОУ ГНЕЙЁУ

НУТТАБХИНАЯНАМ ПРАТИ

 

 

 

Значение: если две руки в позиции Патака вытянуты в стороны, а локти и плечи находятся на одном уровне, тогда такая хаста будет называться Лата.

16. КАРИХАСТА

САММУННАТО ЛАТАХАСТАХА

ПАРШВАТПАРШВАМ ВИЛОЛИТАХА

ТРИПАТАКОПАРАХА КАРНЕ

КАРИХАСТОУ ПРАКИРТИТОУ

 

 

 

Значение: когда левая рука находится у уха в позиции Трипатака, правая выставлена в сторону в позиции Патака и двигается из стороны в сторону, тогда такую хасту называют Карихаста. Такое же движение надо делать в обратном порядке, т.е. с правой рукой у уха.

17. ПАКШАВАНЧИТАКА

КАТИСИРШАНИВИШТАГРОУ

ТРИПАТАКОУ ЯДА КАРОУ

ПАКШАВАНЧИТАКОУ ХАСТОУ

ТАДА ГНЕЙЁУ ПРАЙОКТРУБИХИ

 

 

 

Значение: если правая рука находится в позиции Трипатака на расстоянии около 6 дюймов от талии с ладонью повернутой вниз, а левая на таком же расстоянии над головой с ладонью повернутой вправо, тогда такая хаста известна как Пакшаванчитака.

18. ПАКШАПРАДХОТАКА

ТАВЕВА ТУ ПАРАВРУТОУ

ПАКШАПРАДХЬЁТАКОУ СМРУТОУ

 

 

 

 

 

Значение: когда хаста Пакшаванчитака выполняется в обратном порядке, т.е. левая рука у талии, а правая над головой, тогда такую хасту называют Пакшапрадхотака.

19. ГАРУДАПАКША

АДХОМУКА ТАЛАВИДХДОУ

ГНЕЙЁУ ГАРУДА ПАКШАКОУ

 

 

 

 

 

Значение: если обе руки находятся в позиции Трипатака по обеим сторонам от тела, ладони повернуты к бедрам, а затем они поднимаются на уровень лица, так что расстояние от каждой руки до головы составляет примерно 1 фут и ладони смотрят вверх, тогда такая хаста называется Гарудапакша.

20. ДАНДАПАКША

ХАМСАПАШАРУТОУ ХАСТОУ

ВЬЯВРУТА ПАРИВАРТИТОУ

ЯТХА ПРАСАРИТА БХУДЖОУ

ДАНДАПАШАВИТИ СМРУТОУ

 

 

 

Значение: если обе руки находятся в позиции Хамсапакша перед грудью и по очереди двигаются в стороны до тех пор, пока каждая рука е окажется на одном уровне с плечом, тогда такую хасту называют Дандапакша.

21. УРДХВАМАНДАЛИ

ВУРДХВАМАНДАЛИНОУ ХАСТА

ВУРДХВАДЕСА ВИВАРТАНАТ

 

 

 

 

 

Значение: когда две руки в позиции Патака полностью вытянуты вверх и ладони смотрят друг на друга, а пальцы направлены к небу, тогда такая хаста называется Урдхвамандали.

22. ПАРШВАМАНДАЛИ

ТАВЕВА ПАРШВА ВИНЬЯСТОУ

ПАРШВАМАНДАЛИНОУ СМРУТОУ

ВУДВЕШТИТО БХАВЕДЕКО

ДВИТЬЯСЧА ВИСЕШТИТАХА

 

 

 

Значение: когда две руки в позиции Патака вытянуты перед собой и ладони обращены лицом друг к другу, тогда такая хаста называется Паршвамандали.

23. УРОМАНДАЛИ

БХРАМИТАВУРАСАХА СТХАНЕ

ХЬЮРО МАНДАЛИНОУ СМРУТОУ

 

 

 

 

 

Значение: если две руки в позиции Патака находятся перед грудью ладонями вверх, затем ладони с вытянутыми пальцами поднимаются и совершают круговое движение так, что левая рука оказывается над головой с пальцами, смотрящими в небо, а правая рука одновременно с левой вытягивается в сторону, причем ее ладонь смотрит вниз, а пальцы направлены вправо, такая хаста получила название Уромандали.

24. УРАХПАРШВАДХАМАНДАЛИ

АЛАПАЛЛАВАКАРАЛА ВУРОДХВА

БХРАМАНА КРАМАТ

ПАРШВАРТАСЧА ВИГНЕЙЯВУРАХА

ПАРШВАРДВАМАНДАЛОУ

 

 

 

Значение: если сначала обе руки находятся на уровне груди, правая в позиции Алапаллава, а левая в позиции Арала максимально вытянутая влево, затем они начинают двигаться одновременно из стороны в сторону, тогда такая хаста известна как Урапаршвадхамандали.

25. МУШТИКАСВАСТИКА

ХАСТОУ ТУ МАНИБАНДХАНТЕ

КУНЧИТАВАНЧИТОУ ЯДЯ

КАТАКАКЬЁУ ТУ ТОУ СЬЯТАМ

МУШТИКАСВАСТИКОУ ТАДА

 

 

 

Значение: если сначала обе руки расположены близко друг к другу в позиции Арала с пальцами направленными вниз и ладонями к себе так, что локти находятся на одном уровне с плечами, а затем руки слегка поднимаются, ладони переворачиваются вверх и руки меняются сначала в Аллапаллаву (или Алападму), а потом в Катакамукху, и после этого перекрещиваются в запястьях на уровне талии, тогда такую хасту называют Муштикасвастика.

26. НАЛИНИПАДМАКОША

ПАДМОКОСОУ ЯДЯ ХАСТОУ

ВЬЯВАРТАПАРИВАРТИТОУ

НАЛИНИ ПАДМАКОСОУ ТУ ТАДА

ГНЕЙЁУ ПРАЙОКТРУБИХИ

 

 

 

Значение: когда две руки в позиции ПАдмакома двигаются перед грудью вверх-вниз перебирая пальцами, тогда такая хаста называется Налинипадмакоша.

27. АЛАПАЛЛАВА

КАРАВУДВЕШТИТАГРОУ ТУ

ПРАВИДХАЯЛАПАЛЛАВОУ

 

 

 

 

 

Значение: если две руки, находящиеся в позиции Патака перед грудью с ладонями смотрящими вниз, двигаются вверх деликатно перебирая пальцами так, что поднимаются до уровня плеч и ладони становятся обращены лицом друг к другу, тогда эта хаста называется Алапаллава.

28. УЛБАНА

ВУРДХВАПРАСРАРИТА ВИДХОУ

ВИГНЕЙЯ ВУЛБАНАВИТИ

 

 

 

 

 

Значение: если руки в положении Алапаллава двигаются от положения перед грудью к положению у плеч и продолжаются преобразованием рук в позицию Патака, тогда такая хаста известна как Улбана.

29. ЛАЛИТА

ПАЛЛАВОУ ЧА СИРОДЕСЕ

САМПРАПТОУ ЛАЛИТОУ СМРУТОУ

 

 

 

 

 

Значение: когда обе руки из позиции Улбана поднимаются к макушке головы, тогда такая хаста называется Лалита.

30. ВАЛИТА

КУРПАРА СВАСТИКАГАТОУ

ЛАТАКЬЁУ ВАЛИТАВИТИ

 

 

 

 

 

Значение: когда обе руки в позиции Патака перекрещиваются перед грудью на уровне локтей, тогда эта хаста называется Валита.

 

Перейти к разделу "Станакас. Статичные позы"

 
Copyright © 2000-2012
 
Hosted by uCoz