Cтудия индийского танца. Стиль Кучипуди





Стиль Манипури

Манипур - край необыкновенной красоты, зеленый, плодородный, окруженный горами. Это долина Бога Змея, ее населяет народ, Стиль Манипурисчитающий жизнь человека и природу дарами Бога и рассматривающий танец и музыку как прекраснейший и наиболее естественный способ выражения благодарности. Каждое событие - рождение, свадьба, смерть - служит поводом для красивой церемонии и предоставляет возможность мужчинам, женщинам и детям стать свидетелями и участниками профессионального танцевально-музыкального ритуала.

Манипур - край, где мифы и легенды сосуществуют с почти научными объяснениями явлений, где сложная система пророчеств соседствует с широкими познаниями и глубочайшей философией. Эти различные влияния гармонично соединяются в повседневной жизни человека. Ритуалы - это не просто формальные обряды, отчужденные от чаяний простых людей. В одном доме можно увидеть и святыни, свидетельствующие о духовных устремлениях, и ткацкий станок для удовлетворения чисто экономических нужд. Но важнее всего то, что каждый человек ощущает единство с природой, а песни и танцы - средство подтверждения этого.

Прекрасная легенда о Нонгпокнингтху и Пантхоиби, божествах сродни Шиве и Парвати, объяс­няет смысл названия Манипур. Когда Кришна и гопи (пастушки) исполняли Раас-лила, Кришна пригласил Шиву проследить, чтобы им никто не мешал. Шива очень хотел посмотреть на их экстатический танец, но Кришна не разрешил, позволив ему встать лишь у ворот площадки для танцев, причем Шива по­клялся, что все время будет стоять спиной к танцующим. Шива сдержал слово, но ему не давали покоя пьянящие звуки божественной флейты Кришны и звон ножных колокольчиков гопи.

Он поделился этим с Парвати, и они решили вместе создать свой собственный Раас-Лила. Спустившись из своей гималайской обители, они нашли сказочную долину, полную воды. Шива швырнул в склон горы свой могучий трезубец. Вода вылилась через образовавшееся отверстие, и тогда Шива и Парвати начали от радости танцевать, а Ананта, божественный змей, снял со своего капюшона драгоценные камни и осветил ими долину. Сияние этих камней и дало долине имя, под которым она известна и поныне, - "Манипур", или земля драгоценных камней.

Созидательная работа богов и богинь легла в основу другого предания. В нем рассказывается, что Всемогущий потер свою правую руку и сотворил девять богов, потом потер левую руку и создал семь богинь. Боги и богини стали танцевать и движениями рук и ног ониСтиль Манипури создали вещество, а потом - кучи земли. Сотворив восемь куч, они отдохнули, подкрепившись едой и напитками. Было создано шестьдесят таких куч, и боги и богини отдыхали и после каждых восьми. Попутно они отмеряли и единицы времени, существующие и сейчас. Пунг, означающий "куча земли", - это и единица времени и барабан, которым отбивается временной цикл. В этот миф вплетены космические представления жителей Манипура и законы существования. И по сей день никакие чужеземные влияния не смогли похоронить традицию ритуального разыгрывания истории сотворения мира. Цепь традиций в Манипуpе неразрывна и неизменна.

Культ Вишну стал главенствовать в Манипуpе во время правления великого философа-короля Бхагья Чандры (1759-1798). Это чрезвычайно важный период в истории культуры Манипура. О Бхагья Чандре осталась память как о просвещенном короле, глубоко преданном богу. Его называли Бхакта Раджариши, или король-аскет. Сохранились сведения, что он преуспел в поэзии, танце, музыке и философии, как и в искусстве управления государством, ведения войны и администрирования. Эти качества сочетались в нем со смиренностью, состраданием и щедростью. Неудивительно поэтому, что народные предания приписывают ему все человеческие достоинства.

Во время правления Бхагья Чандры Манипур подвергся нападению бирманцев. Несмотря на то, что Маниnур оказал яростное сопротивление, все решили превосходящие силы и мощь бирманцев, и Бхагья Чандрабыл вынужден бежать, ища спасения у Сваргадевы, короля соседнего штата Текхоу. Уходя из Манипура после своего поражения, как свидетельствуют предания, Бхагья Чандра исполнил ритуальный танец с копьем - тхенгао - на скале, опасно нависшей над высоким обрывом. Из-за сильного ветра, свирепствовавшего в долине, даже стоять на высокой скале было непросто. И танец Бхагья Чандры был воспринят как божественное благословение и предзнаменование его возвращения в свое королевство.

Короли и королевы Манипура по традиции были сведущи в танце и музыке. Королева могла танцевать на одной площади с простолюдинами. Танец был не просто формой развлечения. Это было приношение, посвященное богам, и барьеров социального положения и каст на площадке для танцев не существовало. Считалось, что короли должны олицетворять тонкость эстетического вкуса, и правители соперничали со своими предшественниками, поощряя развитие ораторского искусства, поэзии, танца и музыки. Вот почему талы до сих пор идентифицируются с правлением отдельных королей, что помогает хронологически распо­ложить их и наблюдать их развитие.

Предание гласит, что король Бхагья Чандра был освящен божественной милостью и сам бог Кришна, как утверждается, явился ему в видении и изъявил желание, чтобы танцоры и музыканты Манипура исполнили Раас-лилу. Вдохновленный образом Кришны, Бхагья Чандра узнал, что существует баньяновое дерево, из которого должно быть вырезано изображение божества. Король и старейшины отправились на поиски дерева, но долго не могли его найти; почти отчаялись, как вдруг услышали мальчика, который в лесу играл на флейте. Сочтя это божественным знамением, король продолжил поиски, пока в дальнем участке леса не встретил бедную семью, живущую в старом доме. Возле дома было обнаружено гигантское баньяновое дерево. Когда его начали рубить, из него пошла кровь. Дерево отвезли в столицу и вырезали изображение Кришны, которое было освящено среди молитв и общего ликования. Это изображение стало священным для вишнуитского культа в Манипуре.

Организации, сгруппировавшиеся вокруг храма Кришны и королевского дворца, были хранителями художественных, административных, религиозных и литературных традиций в Манипуре. Их роль и сейчас продолжает оставаться жизненно важной, ибо они составляют высший орган, сохраняющий самый высокий уровень изучения, тол­кования и практического применения всего того, что основано на традициях. Эти организации пользуются уважением самых выдающихся ученых и исполнителей, которые к ним обращаются за консультациями, - в частности, к брахма сабха по спорным религиозным вопросам, к пандит лойсанх по спорным вопросам, касающимся традиций, и к пала лойсанх по проблемам танца и музыки. Даже короли Манипура всегда уважали эти организации, их решение считалось окончательным. Их юрисдикция охватывала протокол и церемонии в отношении видов искусства, они  же наблюдали за правильным соблюдением ритуалов.

В культуре Манипура сильно тантрическое влияние. Оно находит свое отражение в шиваитской легенде о сотворении мира. Процесс Стиль Манипурисотворения получил название Лей тай нонгтай джагой, или "союз неба и земли". Существует поверье, что танец и его происхождение тесно связаны с сотворением мира. Представление на тему этой легенды - составная часть Лай хараобы, тщательно продуманного фестиваля танца и музыки. Лайпоу - танец сотворения - и сейчас исполняется на каждом фестивале Лай хараобы в своем первозданном виде. Аннойрол - ритуальный танец, описанный в древних манипурских текстах, также исполняется на этом фестивале. Это позволяет проследить истоки танца, восходившего к сатья юге, или легендарному веку благочестия, и к хайичуке, периоду, когда по поверью, началось поклонение огню, чистейшей и древнейшей из известных человеку форм божества.

Ритуал Лай хараоба, воспроизводящий процесс сотворения вселенной, начинается с провозглашения первозданного ничто, или пустоты. Потом появляется "вода" - мужчины в белом и женщины в одеяниях в розовую полоску несут жертвоприношения и полотнища к реке. Эти мужчины и женщины - маиба и маиби, по традиции верховные жрецы и жрицы Манипура. Прекрасные знатоки священных текстов, овладевшие и мастерством прорицателей, они основные действующие лица во всех важных церемониях. В жертву воде приносятся золотые и серебряные предметы, представляющие землю и небо. Маиби опускают церемониальные листья в воду, считающуюся источником жизни. Ее божественную энергию жители Манипура вызывают музыкой.

Когда божество вселяется в маиби, оно говорит ее устами. Его торжественно сопровождают обратно к храму под громкие звуки труб. По дороге танцоры трижды демонстрируют свое искусство в честь божества. Последующие дни церемоний, танца и музыки проходят по строго предписанному ритуалу. На земле прочерчиваются извилистые линии, исполняются различные танцевальные обряды; считается, что они принесут процветание деревне.

Хичам хирао, церемония с лодкой, - другой важный ритуал, включающий танец. Лодка - символ жизни, бога и путешествия через жизнь. В некоторых местах в Лай хараоба включается тантрический танец тхенгао. Он требует от исполнителей напряженных тренировок.Стиль Манипури Поскольку от танцоров вообще требуется прекрасное владение телом, равновесие, сила и сосредоточенность, тхенгао считается высшей формой танцевального мастерства среди опытных исполнителей. Их репутация очень часто зависит от того, как они овладели тхенгао.

Санкиртан - древняя традиция музыки и танца, хранилище раса бхава, классических раг и талов. Тематически она опирается на предание о Кришне, хотя его прототип, араuбапала санкиртан, был посвящен Раме. Во время правления Бхагья Чандры число композиций во славу Кришны резко возросло, этот период считается возрождением традиции санкиртан. Ната санкиртан буквально означает "пение и танцы во славу Хари". Его исполнение считается высшей формой поклонения. Люди, приближающиеся к месту санкиртана, сначала кланяются ему, а потом - зрителям. Санкиртан исполняется даже во время брачной церемонии, так как по традиции он заменяет жертвенный огонь, обычный в других районах Индии. Какой именно санкиртан исполняется  зависит от церемонии и повода.

В санкиртане может быть использована любая из 64 рас, которые в конце концов лишь вариа­ции на тему Шрингара расы. Часто разыгрывается легенда о Кришне и Радхе, и каждое ее исполнение должно включать раджамел, или божественный союз Кришны И Радхи. Это символ союза пуруши и пракрити (мужской и женской энергии) и сотворения мира. Во время раджамела тарелочки, которые держат в руках танцоры, никогда полностью не отрываются друг от друга.

Раас-лила - театральное действо, посвященное подвигам Кришны. Существует пять видов Раас ­ Махараас, Васантраас, Кунджараас, Нитьяраас и Дивараас. Некоторые из них могут исполняться лишь определенное время года, другие - когда угодно.

Перед каждым Раас-лила бывает санкиртан. Актеры приветствуют арангпхама (церемониймейстера) и, получив его разрешение, начинают представление. Арангпхам олицетворяет Паурнимаси, подругу Радхи, проводившую первые лила во Вриндаване. Барабанщики по обычаю снимают рубашки, кланяются божеству, а затем всем присутствующим: старейшинам, учителям, всем остальным. Певцы и другие музыканты делают тоже самое. Барабанщики начинают построение раги, потом к ним при соединяются певцы и музыкант, играющий на раковине. Певцы поют о Вриндаване, месте и времени действия, обстоятельствах, которые воссоздаются в представлении. Когда они приступают к описанию Кришны, актер, играющий эту роль, начинает абхисаар, или свое путешествие на встречу с возлюбленной (Кришну обычно играет ребенок, и его роль начинается незадолго до 9 часов вечера). Он выходит на середину площадки, танцует и движется к храму над северными воротами. Весь Раас должен закончиться до первого луча солнца.

Все родители хотят, чтобы их дети участвовали в Раас и, желательно, играли роль Кришны или Радхи. Родители готовы нести расходы. Основную часть расходов берут на себя родители Кришны, потом Радхи, Паурнимаси, Чандравали, затем тех четырех девочек, что находятся возле Радхи, и, наконец, родители остальных гопи, которые, может быть, оплатят лишь костюмы своих детей. Эти денежные взносы тратятся на убранства и украшения мандапа (площадки для танца), оплату профессиональных танцоров и музыкантов, а также гypy и его студентов, которые на протяжении нескольких месяцев готовили детей к их ролям. Учить маленьких детей ­ трудная задача. Преподаватель, занимающийся, например, с мальчиком, выбранным на роль Кришны, должен научить его таким сложным песням и танцам, как абхисаар, кришнаттан, дуэту с Радхой, умению разговаривать с гопи. Он должен подготовить eгo и к бханги парен с участием остальных танцоров и певцов. Оджха, или главный гypy, осуществляет общее руководство: он занимается с детьми, переходя из одного класса в другой, поскольку нужен всем. Таким образом, детей разных возрастов приучают играть соответствующие роли, и те, у кого к этому есть склонности, продолжают совершенствовать свою роль на протяжении всей жизни. Со временем они становятся профессионалами-танцорами.

За день до начала Раас организаторы собирают участников на гопибходжан. Во время этой церемонии учителя получают одежду, деньги, еду и кхеер (сладкое блюдо). Это трогательное собрание всех тех, кто вместе работал для достижения общей цели почти шесть месяцев. Гуру, возможно, во время обучения был очень строг с детьми, а иногда даже и поколачивал мальчика, который играет роль Кришны. Но теперь почтенный гуру являет собой пример веры и смирения, он низко склоняется перед ребенком-Кришной и говорит: "Ты принял облик Бога, которого я почитаю. Прости меня за причиненную тебе боль". Для всех участников день Раас - особенный день. Детей тщательно купают и одевают к вечерней программе. С ними обращаются как с маленькими богами и богинями.

Необходимо отметить, что танцор Манипури должен сохранять уникальную легкость движения и строгую сдержанность, каким бы Стиль Манипурисложным ни был танец и каких бы физических усилий он ни требовал. В этом, пожалуй, ключ к пониманию стиля. Никаких резких жестов. Одно движение переходит в другое, создавая ощущение бесконечности. Мягкая смена фигур приводит к плавности и непрерывности движения тела, что столь характерно для этого стиля танца. В Манипури очень заметна разница между тандавой и ласьей.

В исполнении женщин танцы этого стиля исключительно лиричны, нежны, мягки. Хотя, на первый взгляд, движения танцоров-мужчин не требуют особых усилий, в них заложены запасы огромной физической силы, скрытой за внешней выдержкой. Даже при исполнении мужчинами быстрых танцев с мечами и копьями, требующих максимальной энергии, силу танцора можно почувствовать лишь по очень стилизованным и сдержанным движениям.

Так что Манипури внешне неэффектный стиль. Все фигуры составляют единое целое, переходя одна в другую, гармония движений тел передает дух танца. Лишь танцы маиби немного отличаются от других, так как в них больше раскачивающихся движений и прыжков.

Манипури никогда не бывает агрессивным, он нежен и сдержан. Преувеличенное использование мимики противоречит его нормам. Все движения, как горизонтальные, так и вертикальные, - круговые и переходят одно в другое, составляя спиральные комбинации. Руки и кисти должны быть потрясающе гибкими. Ни в одном движении, настроении, ни в одной мысли нет завершенности. Движения тел не фиксированы, они передаются тонким намеком. Требуются напряжение и тренировки, для того чтобы придать Манипури его кажущуюся легкость. За каждым движением скрываются большие усилия. Вот почему случайный зритель может не понять этот танец.

В Манипури есть определенные композиции, которые по традиции передаются из поколения в поколение. Они называются парены и содержат почти все возможные движения и фигуры стиля. Они считаются незыблемыми. Парены встречаются только в той части танца,Стиль Манипури которая называется джагои, как, например, в Раас-лила и Гошта­лила.

Весь спектр танца делится на джагои, чолом и тхангта. Джагои исполняют танцоры обоих полов, как, например, в Раас-лила и в Лай хараоба. Чоломы исполняются в сопровождении барабанов и тарелок. Они могут быть энергичными и крайне нежными.

Для успеха церемонии чрезвычайно важна специализация каждого исполнителя в каком­нибудь определенном его аспекте. Танцор, певец, барабанщик, исполнитель, играющий на тарелках - у каждого своя конкретная роль и каждый из них нуждается в серьезной подготовке.

Специальных школ нет, и оджха, или гуру, учит детей дома. Если ребенок делает успехи и ему нужна дальнейшая специализация, его гуру попросит другого взять это на себя. Подход к обучению неформальный. В самом начале оджха не уточняет и не объясняет детали танца и не рекомендует никаких пособий. Церемония посвящения проводится в первый день занятий или позже, когда ученику объясняют самые важные раги. Студенты постигают премудрости путем внимательного наблюдения. Наиболее важным считается привить им правильный настрой, нежели правильную технику, с которой их познакомят позднее.

Необыкновенно важна связь между движениями ног танцора и талом, или ритмическим циклом. Нет никакой необходимости отбивать ритм ногой. Часто ритм только намечается. В то же время основные ритмические точки сильно выделены. У танцоров на щиколотках нет колокольчиков, потому что их прыжок может закончиться в тот момент, когда не должно быть слышно никакого звука. Ритмические точки могут быть отмечены движением стопы, щиколотки, колена, бедра или даже прыжком. Мастера танца могут счесть топанье ногой в ритмической точке чересчур элементарным.

В ната санкиртан Манипури известно почти 100 талов. Из них широко используются только 60. Это не просто ритмические циклы, но и основное музыкальное сопровождение, важный технический элемент Манипури - отбивание сложных ритмических рисунков на различных барабанах, тарелках, даже просто ладонями. певцы-мужчины, играющие на тарелках, исполняют палачолом,- согнув колени. Они слегка наклоняются вперед, не сгибая позвоночник и не разводя ноги. Это важный элемент мужского стиля. Танцор сохраняет эту позицию даже при исполнении сложных движений, когда он поднимает ногу, совершает повороты и прыжки.

Манера пения и голосовая культура Манипури отличаются от других стилей. У певца голос обычно высокий и очень чисты. Певцы Манипури никогда не нуждались в микрофонах, у них достаточно громкие голоса, чтобы их услышали 3000 человек.

Существует четырe типа ударных инструментов: пунг (барабан), дхолак и дхол (также разновидности барабанов) и кханджурu (маленький одномембранный барабан). Важную роль в ритмическом аккомпанементе играют хлопки в ладоши. Разные танцы, или чоломы, требуют разной техники исполнения.

Дети, участвующие в санкиртане, надевают розовые одежды с узкими черными полосками по краям и белые шарфы. Мужчины Стиль Манипуринадевают белые дхоти и два вида тюрбанов. На барабанщиках - маленькие тюрбаны койетмачи, сделанные из исключительно тонкого муслина. Они тщательно стираются и накрахмаливаются. На певцах - чрезвычайно сложные тюрбаны коиетчубы. Завязыванием этих больших тюрбанов, что само по себе сложное искусство, занимаются уважаемые профессионалы. Исполнители санкиртана должны быть безукоризненно опрятны. На голую грудь они надевают священные нити и бусы. В муслин, наподобие того, из которого делают тюрбаны, заворачивают и барабаны, поскольку считается, что они живые существа и нуждаются в одежде.

В Манипури используют простые декорации, но создающие фантастическую атмосферу. Круглая площадка для танцев не позволяет применять задник или большие декорации, которые закрывали бы действие от зрителей, как минимум, с одной стороны. Однако использование принципов перспективы и техника танца позволяют передать публике ощущение глубины, расстояния и размеров.

В наше время Манипури исполняются отдельными танцорами и небольшими группами танцоров за пределами штата, в котором зародился этот стиль. Он превратился в вид искусства с профессиональными исполнителями, готовыми выступать и в своей стране, и перед зарубежными зрителями. Хотя жители Манипура ревниво относятся к традициям и наследию, они смогли удовлетворить возросший интерес к этому стилю, разыгрывая отрывки из древних церемониальных танцев и разных представлений. Известные гуру разработали хореографию новых композиций, в которых сохраняется традиционная техника танца.

Манипури - живая традиция, стиль танца находится в тесной связи с повседневной жизнью. Из-за того, что вплоть до недавних лет Манипур, окруженный горами, был относительно недоступен, его культура не встречала полного понимания. На самом же деле, еще в ранней стадии своего развития искусства Манипура достигли высокого уровня сложности, каждый исторический период вносил весомый вклад в развитие искусств. Как и литература Манипура, традиции его танца отвечают высоким меркам классичности и изящества.

 

По материалам книги "Ритмы радости" Лилы Самсон

 
Copyright © 2000-2012
 
Hosted by uCoz