Cтудия индийского танца. Стиль Кучипуди





Теория индийского классического танца. Хасты и Абхиная

Стиль Кучипуди имеет довольно обширную и хорошо разработанную теоретическую базу.

Шобха Найду в роли Кришны. КучипудиКаждый аспект Абхинаи, или выразительного средства, доступного человеку, подробно описывается в таком компетентном трактате, как Натьяшастра, написанном великим Бхаратамуни. Кучипуди следует Натьяшастре больше чем любая другая танцевальная форма Индии.

 

Существует четыре вида абхинаи (способа выражения):

1. Ангика Абхиная - выражение через различные части тела.

2. Вачика Абхиная - выражение через голос, речь, песню.

3. Саттвика Абхиная - выражение через бхавас, т.е. чувства, эмоции.

4. Ахарья Абхиная - выражение через грим, костюм, украшения.

 

Жизнь каждого человека проявляется посредством трех аспектов:

1. Манас - ум.

2. Вак - речь.

3. Карна - действие.

Вместе эти три аспекта называются каранас. В танце они нашли воплощение соответственно как саттвика, вачика и ангика абхиная.

Саттвика Абхиная доминирует преимущественно в Натаке (драме), Ангика Абхиная выражается в Нритта (чистый танец, техника) и обе равносильны в Нритье (сольный танец).

В Ангика Абхинае различают три группы:

 

1. Ангас:
- ширас (голова)
- хастас (жесты)
- вакша (грудь)     
- паршва (сторона)
- кати (бедра)
- падас (стопы)

2. Пратьянгас:
- скадхэ (плечи)
- баху (руки)
- прштам (спина)
- ударам (живот)
- уру (внешняя часть бедра)
- джангха (верхняя часть ноги)

3. Упангас:
- дршти (глаза)
- бхру (брови)
- путта (веки)
- капола (щеки)
- насака (нос)
- хану (челюсть)
- адхара (нижняя губа)
- дасана (зубы)
- джихва (язык)
- вадана (лицо)
- гульбха (щиколотка)
- ангулья (пальцы)

 

Движения Пратьянгас и Упангас всегда зависят от Ангас.

Хасты (жесты рук) являются частью Ангика Абхинаи и включают в себя способы выраженияМаэстро Вемпати Чинна Сатьям. Абхиная. Кучипуди через физическое тело (голова, глаза, нос, руки и т.д.). Несмотря на то, что выражение через жесты занимает лишь небольшую часть в Ангика Абхинае, их роль очень важна. Они имеют не только декоративное значение, но и показывают специфику общения и действия по отношению к предметам.

При этом следует различать понятия хаста и мудра. Хотя и те и другие являются жестами рук, мы будем называть их хастами, когда говорим о техническом аспекте танца, и мудрами, когда необходимо выделить в танце какой-либо жест, имеющий определенное значение.

 

Существует три вида хаст:

1. Асамьюта Хастас - жесты одной руки, несущие определенную смысловую нагрузку.

2. Самьюта Хастас - жесты двумя руками, также имеющие определенное значение.

3. Нритта Хастас - декоративные жесты не имеющие определенного значения, являются чистым танцем (техникой).

Среди текстов по теории танца выделяют два наиболее компетентных источника - Натьяшастру и Абхиная Дарпану. В них существуют некоторые различия либо по количеству хаст, либо по числу их значений.

Так Натьяшастра указывает следующее количество хаст: Асамьюта Хастас - 24, Самьюта Хастас - 13 и Нритта Хастас - 27. Абхиная Дарпана отмечает соответственно 28, 23 и 13.

Нритта Хасты согласно Натьяшастре имеют независимое происхождение, а в Абхиная Дарпане они происходят от Асамьюта и Самьюта Хаст.

Вот чем объясняются некоторые отличия в использовании хаст, к примеру, между стилями Кучипуди и Бхаратнатьям, просто эти стили базируются на разных источниках.

То же относится и к винийогас, т.е. значениям хаст. Так например в Натьяшастре для Рави Вемпати, сын Гуру Вемпати Чинна Сатьяма.хасты Патака указывают порядка 35 различных значений, а в Абхиная Дарпане их более 40.

Кроме того, значения хаст подразделяются на три группы:

1. Натуральные (естественные) - это жесты, выражающие простые действия - идти, остановиться, есть, спать и т.д.

2. Интерпретируемые - это жесты, имитирующие наиболее характерные черты объекта: набирать воду из колодца, ехать на колеснице, действия животных и т.п.

3. Символические - такие жесты предназначены для изображения таких понятий, как красота, сила, мнение, женский или мужской пол и т. д.

С помощью Хаст в классическом танце можно выразить практически все, но их употребление не должно быть изолировано от действий тела и смысл обязательно должен быть подкреплен выражением лица и глаз.

 

 
Copyright © 2000-2012
 
Hosted by uCoz